Участие в производственном процессе мостовых кранов — это дополнительный риск возникновения аварийной ситуации или несчастного случая. В связи с этим на законодательном уровне выдвигается обязательное требование о необходимости выполнения технического обследования (экспертизы промбезопасности) мостовых кранов или любых других подъемных сооружений.
Предприятия, которые эксплуатируют мостовые краны, производители, монтажные и проектные организации должны руководствоваться следующими нормативными документами:
- ТР ТС № 010 от 2011 года.
- ФЗ № 116 от 1997 года.
- Приказ Ростехнадзора № 533 от 2013 года.
- Постановление Правительства Российской Федерации № 720 от 2009 года.
Законодательные нормы и правила в области промбезопасности регулируют работу:
- Непосредственно предприятий, где в производственном процессе участвуют мостовые краны, а также другие грузоподъемные сооружения.
- Сотрудников, работающих с грузоподъемными сооружениями на объектах, которые представляют угрозу для здоровья и жизни.
- При составлении мероприятий обеспечения производственного процесса согласно технологическому регламенту на объектах, где для перемещения грузов используются мостовые и любые другие краны.
- При составлении плана мероприятий на случай возникновения аварийной ситуации.
Согласно Федеральным нормам и правилам в области промбезопасности, к классу опасных грузоподъемных сооружений на производственных объектах можно отнести:
- Краны для подъема грузов (все виды).
- Краны-штабелеры мостового типа.
- Краны для укладки труб.
- Краны-манипуляторы.
- Подъемное строительное оборудование.
- Подъемные механизмы и вышки, применяемые для транспортировки людей на высоту.
- Тележки для транспортировки груза с электроприводом, которые движутся по специально оборудованным над землей железнодорожным путям вместе с кабиной управления.
- Тали на электроприводе.
- Экскаваторы, на которых для подъема грузов используется подвешенный на канате крюк или электрический магнит
- Сменные органы для захвата груза (магниты, крюки, грейферы), съемные приспособления для захвата груза (захваты, стропы, траверсы), которые используются на спецтехнике.
- Контейнеры для перевозок опасных грузов, кроме контейнеров, которые эксплуатируются в металлургии (например, мульды) и емкостей, используемых для морских грузоперевозок.
- Кабины и люльки съемного типа, которые прикрепляются на органы крана для захватов и используются для транспортировки работников.
- Железнодорожные пути, на которых передвигаются подъемные сооружения подвесного и опорного типа.
Все вышеуказанные подъемные сооружения подлежат регулярному техническому обследованию, которое проводится перед вводом объекта в эксплуатацию, а также по истечению эксплуатационных сроков, указанных в технической и проектной документации.
На законодательном уровне выдвигаются особые требования к использованию мостовых кранов на производственных объектах. Их четкое исполнение позволяет свести к минимуму или предупредить вероятность возникновения аварийной ситуации или несчастного случая на производстве. Правила промбезопасности также регулируют мероприятия по производству подъемного оборудования, их стационарной установке, составлению проектной документации, ремонтным, модернизационным, реконструктивным и профилактическим работам, осмотрам, консервации и расконсервации. Среди главных требований:
- Собственник грузоподъемного оборудования должен удостовериться, что масса груза и подъемная высота не превышают максимально допустимых пределов согласно показателям грузоподъемности крана.
- Подбор грузоподъемного оборудования и его дополнительных деталей должен происходить с учетом используемых на предприятии производственных технологий и процессов.
- Перед вводом крана в эксплуатацию необходимо произвести расчет основных характеристик (прочности, устойчивости и жесткости), как в рабочем, так и в нерабочем состоянии. Нельзя допускать, чтобы параметры выходили за критические пределы.
- Дополнительное оборудование для эксплуатации крана (регистраторы, указатели, ограничители) должно подбираться с учетом особенностей мостового крана, а также технических характеристик, указанных в технической документации.
- Нужно четко соблюдать эксплуатационные сроки, указанные в технической документации производителем. Они отсчитываются со дня производства грузоподъемного сооружения. При исчерпании эксплуатационных ресурсов необходимо выполнить техническое обследование объекта для продления разрешения на его использование.
- Прочность, жесткость, устойчивость несущих элементов мостового крана должна учитываться при определении веса и максимально допустимых нагрузок. Нагрузочные ресурсы определяются путем проведения диагностических мероприятий (динамических и статистических).
- При выполнении ремонтных, модернизационных, реконструкционных, установочных работ, а также мероприятий по ликвидации и консервации крана необходимо руководствоваться соответствующими нормативными документами.
- Необходимо разработать план действий на случай возникновения аварийной ситуации и четко следовать нему. Данные мероприятия разрабатываются на основании действующих федеральных норм, а также документации на кран от производителя.